Главные темы месяца: ГайзерВыборыДень шахтера
 
Партнеры
Авторизация
Наша группа Вконтакте
16 май 00:00Новости

КОМУ БЫЛА НУЖНА "РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА"

В 1998 году шахтеры России по всей стране в течение двух недель блокировали железные дороги в знак протеста против резкого снижения средств господдержки и падения уровня жизни. Спустя пять лет государство полностью отказалось контролировать угольную отрасль, а уровень жизни упал еще ниже.

Кто первый?

Впервые в истории словосочетание "рельсовая война" вошло в речевой оборот еще в Великую Отечественную войну, когда на оккупированной немцами территории партизаны пускали под откос эшелоны с вражеской техникой и армейскими частями.

Надо сказать, что с появлением железнодорожного транспорта у человечества появился не только новый способ передвижения, но и способ разрешения того или иного конфликта. После второй мировой войны в демократических странах люди чаще стали перекрывать железную дорогу, тем самым привлекая внимание, прежде всего властей, к насущным проблемам.

Как показывает мировая практика, методом перекрытия рельсов люди пытаются воздействовать на власти чаще всего в следующих обстоятельствах: ведение военных кампаний, перемещение ядерного оружия или топлива, либо при угрозе экологических катастроф. Выбивание долгов по зарплате данным способом еще нигде в мире не использовали. Россия в этом деле - первопроходец.

Народное гуляние на рельсах

Впервые угроза лечь на рельсы в нашей стране прозвучала из уст первого президента России Бориса Ельцина. Это случилось в начале 90-х годов, когда по стране прокатились первые шахтерские забастовки. Тем самым хозяин Кремля, он же гарант конституции, попытался заручиться поддержкой народа. Однако вышла осечка. Все обещания так и остались обещаниями.

В мае 1998 года шахтеры и члены их семей не стали ничего обещать, а просто пришли к железной дороге и устроили "пикник" на рельсах с антиельцинскими лозунгами. Справедливости ради стоит отметить, что попытки таким образом повлиять на власти проводились раньше 1998 года и другими слоями общества. Но впервые такой крупномасштабный характер "рельсовая война" приобрела именно весной, пять лет назад.

Тон в этом деле задала Инта, затем последовал Кузбасс, Челябинск, Донбасс, точнее российская его часть, то есть Ростов-на-Дону. Идея выхода трудящихся на рельсы в приполярном городе принадлежит шахтерским профсоюзам, и вынашивалась она задолго до начала "рельсовой войны". В мае 1998 года компанию "Интауголь" возглавлял Владимир Шахтин, ставший генеральным директором ровно за год до акции протеста. Поговаривают, что таким методом и руками профсоюзов пытались сместить неугодного угольного "генерала". В. Шахтин спустя два месяца после "рельсовой войны" ушел в отставку. В принципе, цель коррупционеров была достигнута, а народ так и остался при своих делах. Но речь сейчас не об этом.

В Инте 13 мая 1998 года первая половина дня выдалась солнечной, но прохладной. Для тех, кто не знает: вокзал и сама железная дорога Воркута-Москва - в 9 км от городской черты Инты. День и время похода на Верхнюю Инту, так называется поселок железнодорожников, где находится вокзал, были назначены заранее. Акцию поддержали все в городе. Вообще, надо сказать, устроители "рельсовой войны" постарались на славу и из акции протеста устроили настоящее шоу. Люди целыми трудовыми коллективами отправлялись на железную дорогу, прихватив с собой еду. Было много и детей. Юное поколение затею взрослых воспринимала по-своему: многим это напоминало праздничное народное гуляние.

Не до веселья было лишь правоохранительным органам. На помощь местным силовикам было прислано подкрепление ОМОНа из Ярославля и Котласа. Надо сказать, что, несмотря на напряженность всей ситуации, силовики вели себя на удивление сдержанно и корректно.

Напомним, что первые несколько дней участники акции протеста не пропускали даже пассажирские поезда, которые скопились в огромных количествах в Печоре, Воркуте, Сосногорске. И только после нескольких воззваний и просьб воркутинского мэра Игоря Шпектора к интинцам для пассажирских поездов был дан зеленый свет.

Чем дурней - тем потешней

Однако не обошлось без казусов. Как только место проведения акции протеста проследовал первый пропущенный поезд с пассажирами в Воркуту, в одном из вагонов подвыпивший гражданин, открыв дверь, стал показывать неприличные жесты пикетирующим железную дорогу. Тем самым разгневал интинских шахтеров, которые, увидев такое безобразие, потребовали вернуть поезд назад. Иначе бастующие пригрозили снова перекрыть дорогу для пассажирских поездов.

Поезд вернули. По словам очевидцев данного инцидента, пикетчики стальной магистрали так и не смогли вычислить хулигана. Поговаривают, что после этого происшествия железнодорожное начальство издало распоряжение, по которому строго-настрого запрещалось пассажирам подходить к окнам во время прохождения поездом места акции протеста.

А тем временем на интинском участке железной дороги Москва - Воркута день за днем появлялись брезентовые палатки и даже небольшие сараи, похожие больше на избы на курьих ножках. Рядом разгорались костры с вертелами и горами привезенных дров. Изысканный колорит к уже не менее живописной картине добавляли бунгало из вентиляционных труб и резиновой ленты с поэтическими названиями: Барвиха, Горки - 9.

Надо сказать, что лидеры профсоюзных организаций со всей ответственностью отнеслись как к самой акции протеста, так и к самим ее участникам. Была введена жесткая дисциплина и "сухой закон", запрещающий строго-на- строго даже нюхать пиво. Нарушителям правил поведения, выработанных профсоюзами, грозило сильное наказание в виде изгнания с рельс. Переночевать или подежурить несколько часов на железной дороге для многих было делом чести. И если тебя выгоняли с места проведения акции протеста за то, что ты был в нетрезвом состоянии, то такое "наказание" рассматривалось как публичная порка.

Что в итоге?

На месте "рельсовой войны" также было очень много журналистов. Надо заметить, что не ко всем одинаково относились профсоюзы горняков. В отличие от съемочных групп НТВ, к которым относились с большим почтением, журналистов государственного второго канала РТР, особенно программы Николая Сванидзе "Зеркало" не то что игнорировали, но даже пытались не подпускать и близко к "сидельцам" на рельсах.

Однако надо отдать журналистам должное: с их помощью и зачастую без купюр выходили репортажи с места проведения акции протеста, а также до всей страны и власти была доведена настоящая информация о бедственном положении жителей северных городов.

Увы, приходится констатировать, что спустя 5 лет не то что ничего не изменилось, но даже стало еще намного хуже.

И разгромная речь Валентины Матвиенко, во время ее визита в Сыктывкар, по поводу катастрофического положения дел на Крайнем Севере - тому подтверждение.

Однако есть опасение, что и разбор полетов госпожи Матвиенко не более, чем иминджевая порка.
Добавить комментарий
Вопрос от RK Inta
Вы живете в Инте?