Свежие новости
Актуальное за неделю
Авторизация
Наша группа Вконтакте
08 окт 00:00Новости
Тайны адакских пещер
В глубины древнейших времён позволяют проникнуть открытые в республике уникальные геологические и археологические памятники. В их числе – цепь небольших пещер, расположенных по обоим берегам реки Уса в устье её притока Адак на Полярном Круге, в отрогах гряды Чернышева. Бесценны для понимания нашего прошлого и археологические материалы, обнаруженные в районе Адакского пещерного святилища на территории современного Интинского района.
Пещера была открыта и частично исследована ещё научным сотрудником Коми филиала АН СССР Вячеславом Канивцом в 1969-71 годах. При раскопках пещеры исследователем было найдено около двух тысяч предметов из кости, кремня, глины, камня и металла, отложившиеся в святилище в период за два тысячелетия до нашей эры. Материалы этих раскопок частично представлены в экспозициях Интинского краеведческого музея и музея археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра в Сыктывкаре.
В 1984-85 годах археологические исследования пещеры были продолжены экспедицией Сыктывкарского университета под руководством автора этих строк. Раскопкам подверглась не только сама пещера, но и территория у подножья памятника, на которой были выявлены многочисленные древности, очевидно, вымытые из пещеры паводковыми и талыми водами.
Как и в предыдущий период исследования пещеры, было найдено около двух тысяч предметов, не считая костей животных, очевидно, связанных с жертвоприношениями. Среди археологических древностей можно отметить кремневые и костяные наконечники стрел, украшения из меди, серебра и стеклянные бусы, медные литые фигурки различных мифологических существ, включая и антропоморфные изображения. Особое внимание привлекают находки двух серебряных монет, попавших сюда с разных концов света. Это арабский дирхем и западноевропейский динарий. Ранний этап функционирования святилища отмечен небольшим сосудом, судя по орнаменту, относящимся к рубежу – II-I тысячелетия до нашей эры. Отдельные фрагменты керамики имеют аналоги среди памятников Большеземельской тундры. Кремневые наконечники стрел обнаруживают близость находкам из Беломорья, Большеземельской тундры, других пещерных святилищ Приуралья.
Бытование святилища в I тысячелетии до н.э. может быть установлено по находкам предметов плоского культового литья, близких антропоморфным предметам «древовидного стиля» из Томского Приобья. С прикамскими украшениями можно сопоставить миниатюрные пронизки «медведки» и геральдические накладки с растительным орнаментом и другие находки, в целом относящиеся к V-X векам н.э. К уникальным находкам с невыявленными аналогиями относятся личина, вписанная в круг, и медная литая головка какого-то хищного, возможно, мифологического существа. Характерно, что на ряде предметов – обломке бронзового зеркала, серебряной и позолоченной накладке на рукоять ножа – были процарапаны, очевидно, местным населением изображения рыб. Ряд украшений датируется XII-XIII веками и связывается с новгородским импортом.
Этническая принадлежность населения, длительное время использовавшего Адакскую пещеру, увы, не может быть достоверно определена. Следует лишь подчеркнуть западносибирские параллели на раннем этапе существования святилища и преимущественно североприуральские связи в эпоху средневековья. В то же время требует объяснения и наличие большого числа сходных находок из пещерных святилищ и «кладов» бассейна Печоры, на памятниках арктической зоны Северного Приуралья – как доненецкого периода, так и начала II тысячелетия н.э. Возможно, такая близость объясняется формированием на Северном Урале специфического угро-самодийского пласта населения с сильными «пермскими» связями в эпоху средневековья.
В целом этот район реки Уса изобилует геологическими и археологическими раритетами. Так, у деревни Ягъель исследован комплекс жилищ эпохи бронзы. Подобные древности, а также ранний могильник выявлен у деревни Адьзва. На этой территории известна уникальная стоянка мезолитического времени на высокой скале. Да и пещеры в районе Адакского святилища недостаточно изучены, хотя предварительно там выявлены некоторые археологические остатки.
Примечательно, что эти пещеры всегда были овеяны некоторым налетом таинственности. Наличие в них большого количества стрел объясняется тем, что проплывающие мимо «путешественники» отстреливались якобы от злых духов. К слову, в новгородских летописях зафиксирована неясная легенда о железных воротах, через которые новгородцы проплывали, следуя за «Камень» и в «Югру». Возможно, что речь и шла как раз о районе в устье реки Адак, где скальные выходы с пещерами образуют своеобразный каньон. По этому пути отмечены не только различные этнокультурные связи, но и более поздние перекочевки оленей в Большеземельскую тундру.
Несомненно, что этот район весьма привлекателен для туризма. В свое время мне приходилось в исследовательских целях проплыть на резиновом плоту от станции Абезь до железнодорожного моста в районе Усинска, откуда можно вернуться на поезде в любой город. Подобный маршрут можно начать и из Инты.
Район Адакской пещеры связан и с печально известными «памятниками» сталинской эпохи – это адакский лагерь, где отбывал срок и коми поэт, драматург Виктор Савин. От этой эпохи около святилища сохранились даже какие-то производственные объекты.
На наш взгляд, уникальность этого района заключается прежде всего в том, что это район обитания коми, осваивавших в тяжелых природных условиях Северное Приуралье. От некоторых деревень осталось лишь одно воспоминание да кладбища, как у бывшей деревни Адак.
Хочу отметить такой любопытный факт. Однажды, уже после раскопок, проплывая мимо святилища, я увидел, как молодожены и их друзья после записи в сельсовете распивали шампанское и фотографировались в устье пещеры. Думается, это говорит о том, что наша мифологическая память начинает возрождаться.
Закончить эти заметки хочется стихами, навеянными пребыванием в Адакском пещерном святилище.
Склонились кресты и подгнивший обрушился брус,
Что крыше вселенской всегда был надежной опорой –
Ах, если б суметь отыскать заповедное слово
И силой его сохранить уходящую Русь.
Мы взглядом окинем наносы ушедших веков.
Мы мыслью проникнем в глубины ушедшего в Лету.
За прошлым значеньем забвенья унылую мету
Наш разум и чувства отыщут, конечно, легко.
Так что наша жизнь,
Если памяти короток век.
Мы – пыль на планете, планета же – пыль во Вселенной.
В великом забвеньи сгорит наша память мгновенно
И все, что в гордыне звалося – «сие человек».
На кладбище брошенном молча поникну главой –
Здесь предки мои, пусть я сам не из этой деревни.
Мы живы, покуда обычаям дедовским верны.
За ними Вселенское Око и Вечный покой.
Пещера была открыта и частично исследована ещё научным сотрудником Коми филиала АН СССР Вячеславом Канивцом в 1969-71 годах. При раскопках пещеры исследователем было найдено около двух тысяч предметов из кости, кремня, глины, камня и металла, отложившиеся в святилище в период за два тысячелетия до нашей эры. Материалы этих раскопок частично представлены в экспозициях Интинского краеведческого музея и музея археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра в Сыктывкаре.
В 1984-85 годах археологические исследования пещеры были продолжены экспедицией Сыктывкарского университета под руководством автора этих строк. Раскопкам подверглась не только сама пещера, но и территория у подножья памятника, на которой были выявлены многочисленные древности, очевидно, вымытые из пещеры паводковыми и талыми водами.
Как и в предыдущий период исследования пещеры, было найдено около двух тысяч предметов, не считая костей животных, очевидно, связанных с жертвоприношениями. Среди археологических древностей можно отметить кремневые и костяные наконечники стрел, украшения из меди, серебра и стеклянные бусы, медные литые фигурки различных мифологических существ, включая и антропоморфные изображения. Особое внимание привлекают находки двух серебряных монет, попавших сюда с разных концов света. Это арабский дирхем и западноевропейский динарий. Ранний этап функционирования святилища отмечен небольшим сосудом, судя по орнаменту, относящимся к рубежу – II-I тысячелетия до нашей эры. Отдельные фрагменты керамики имеют аналоги среди памятников Большеземельской тундры. Кремневые наконечники стрел обнаруживают близость находкам из Беломорья, Большеземельской тундры, других пещерных святилищ Приуралья.
Бытование святилища в I тысячелетии до н.э. может быть установлено по находкам предметов плоского культового литья, близких антропоморфным предметам «древовидного стиля» из Томского Приобья. С прикамскими украшениями можно сопоставить миниатюрные пронизки «медведки» и геральдические накладки с растительным орнаментом и другие находки, в целом относящиеся к V-X векам н.э. К уникальным находкам с невыявленными аналогиями относятся личина, вписанная в круг, и медная литая головка какого-то хищного, возможно, мифологического существа. Характерно, что на ряде предметов – обломке бронзового зеркала, серебряной и позолоченной накладке на рукоять ножа – были процарапаны, очевидно, местным населением изображения рыб. Ряд украшений датируется XII-XIII веками и связывается с новгородским импортом.
Этническая принадлежность населения, длительное время использовавшего Адакскую пещеру, увы, не может быть достоверно определена. Следует лишь подчеркнуть западносибирские параллели на раннем этапе существования святилища и преимущественно североприуральские связи в эпоху средневековья. В то же время требует объяснения и наличие большого числа сходных находок из пещерных святилищ и «кладов» бассейна Печоры, на памятниках арктической зоны Северного Приуралья – как доненецкого периода, так и начала II тысячелетия н.э. Возможно, такая близость объясняется формированием на Северном Урале специфического угро-самодийского пласта населения с сильными «пермскими» связями в эпоху средневековья.
В целом этот район реки Уса изобилует геологическими и археологическими раритетами. Так, у деревни Ягъель исследован комплекс жилищ эпохи бронзы. Подобные древности, а также ранний могильник выявлен у деревни Адьзва. На этой территории известна уникальная стоянка мезолитического времени на высокой скале. Да и пещеры в районе Адакского святилища недостаточно изучены, хотя предварительно там выявлены некоторые археологические остатки.
Примечательно, что эти пещеры всегда были овеяны некоторым налетом таинственности. Наличие в них большого количества стрел объясняется тем, что проплывающие мимо «путешественники» отстреливались якобы от злых духов. К слову, в новгородских летописях зафиксирована неясная легенда о железных воротах, через которые новгородцы проплывали, следуя за «Камень» и в «Югру». Возможно, что речь и шла как раз о районе в устье реки Адак, где скальные выходы с пещерами образуют своеобразный каньон. По этому пути отмечены не только различные этнокультурные связи, но и более поздние перекочевки оленей в Большеземельскую тундру.
Несомненно, что этот район весьма привлекателен для туризма. В свое время мне приходилось в исследовательских целях проплыть на резиновом плоту от станции Абезь до железнодорожного моста в районе Усинска, откуда можно вернуться на поезде в любой город. Подобный маршрут можно начать и из Инты.
Район Адакской пещеры связан и с печально известными «памятниками» сталинской эпохи – это адакский лагерь, где отбывал срок и коми поэт, драматург Виктор Савин. От этой эпохи около святилища сохранились даже какие-то производственные объекты.
На наш взгляд, уникальность этого района заключается прежде всего в том, что это район обитания коми, осваивавших в тяжелых природных условиях Северное Приуралье. От некоторых деревень осталось лишь одно воспоминание да кладбища, как у бывшей деревни Адак.
Хочу отметить такой любопытный факт. Однажды, уже после раскопок, проплывая мимо святилища, я увидел, как молодожены и их друзья после записи в сельсовете распивали шампанское и фотографировались в устье пещеры. Думается, это говорит о том, что наша мифологическая память начинает возрождаться.
Закончить эти заметки хочется стихами, навеянными пребыванием в Адакском пещерном святилище.
Склонились кресты и подгнивший обрушился брус,
Что крыше вселенской всегда был надежной опорой –
Ах, если б суметь отыскать заповедное слово
И силой его сохранить уходящую Русь.
Мы взглядом окинем наносы ушедших веков.
Мы мыслью проникнем в глубины ушедшего в Лету.
За прошлым значеньем забвенья унылую мету
Наш разум и чувства отыщут, конечно, легко.
Так что наша жизнь,
Если памяти короток век.
Мы – пыль на планете, планета же – пыль во Вселенной.
В великом забвеньи сгорит наша память мгновенно
И все, что в гордыне звалося – «сие человек».
На кладбище брошенном молча поникну главой –
Здесь предки мои, пусть я сам не из этой деревни.
Мы живы, покуда обычаям дедовским верны.
За ними Вселенское Око и Вечный покой.
Похожие новости:
«Древнеслоновья» кость найдена под ИнтойУченые Коми отправились исследовать останки мамонта в Интинском районеЧто хранит сфинкс на реке Болбанъю"Северсталь" перечислила 30 миллионов рублей угледобывающим предприятиям Инты на выплату текущей зарплаты"Северсталь" перечислила 30 миллионов рублей угледобывающим предприятиям Инты на выплату текущей зарплаты
Добавить комментарий
Вопрос от RK Inta
Вы живете в Инте?
Видео материалы