Главные темы месяца: ГайзерВыборыДень шахтера
 
Партнеры
Авторизация
Наша группа Вконтакте
19 фев 00:00Новости

Обсуждение проблем моногородов замкнулось на Воркуте и Инте

Первый заместитель главы Коми Алексей Чернов довел до сведения генерального директора компании «Воркутауголь» Вадима Ларина вопросы, накопившиеся у правительства республики к деятельности предприятия. Свои позиции стороны прояснили в ходе прошедшей в четверг в Сыктывкаре научно-практической конференции «Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов Севера России в современных условиях». Большую роль в организации мероприятия сыграл Союз городов Заполярья и Крайнего Севера и его президент - бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор, открыто и жестко критикующий деятельность и самого «Воркутаугля», и холдинга «Северсталь», в которую тот входит.

Мероприятие прошло при поддержке правительства РК. Его ударным завершением стало заседание круглого стола по проблемам развития северных моногородов, зависящих от градообразующих предприятий. Хотя в республике в подобном статусе находятся четыре муниципалитета – Воркута, Инта, Емва (Княжпогост) и поселок Жешарт, - главной темой обсуждения оказалась, как можно было догадаться, текущая ситуация в Воркуте.

Оказавшийся по этой причине первым выступившим «рыцарем» мэр Заполярья Валерий Будовский посетовал на дефицит городского бюджета, который не позволяет «строить здания и детские сады».

- Самое страшное – отсутствие перспектив развития города. Настроение людей – депрессивное. Программа переселения не работает в полном объеме, в очереди 28 тысяч человек, переселяется за год 300, - перечислял проблемы глава города.

«Нерадужные перспективы», по оценке Валерия Будовского, ждут и «Воркутауголь». В 2017-2018 годах предполагается закрытие шахт «Воргашорская», «Воркутинская» и «Комсомольская», продолжат работу только две – «Заполярная» и «Северная».

- Не надо перекидывать друг на друга свои проблемы, у нас общий город, - обратился мэр Заполярья к Вадиму Ларину. – Сыпятся старые дома, дороги не строятся… Я надеюсь на заключение договора о социальном партнерстве.

Интинский коллега Валерия Будовского Владимир Вейгандт заверил собравшихся, что его отношения, в свою очередь, с руководством компании «Интауголь» вполне нормальные, взаимопонимание налажено, а сам «Интауголь» функционирует тоже вполне хорошо. По мнению главы администрации Инты, для развития города нужна правительственная программа и денежные вливания в крупные производства, в том числе угольное. Поскольку, отметил Владимир Вейгандт, один лишь малый и средний бизнес территорию не поднимет.


Гендиректор «Воркутаугля» Вадим Ларин начал с оценки не самого приятного для компании прошлого года. Он напомнил о финансовых сложностях, с которыми столкнулось возглавляемое им предприятие, высокой себестоимости продукции, миллиардных убытках и антикризисной программе. Антикризисный план привел не только к сокращению затрат, но и к сокращению около 1 тыс. работников предприятия.

- Мы вынуждены были на это пойти, но больше сокращения персонала не будет. Мы остановились на оптимальной для себя численности сотрудников – 10 тысяч человек. Все предпринятые меры позволили нам выйти на безубыточность производства. Я убежден, что у «Воркутаугля» и Воркуты, может быть, и не полностью счастливое будущее, но, по крайней мере, стабильное и надежное, - дал позитивный прогноз глава компании.

Вместе с тем и на золотой дождь от угольного предприятия руководству города и республики, по признанию Вадима Ларина, надеяться не стоит. По словам гендиректора, обрушившиеся сложности привели к сокращению благотворительной программы «Воркутаугля».

- Нам пришлось от нее фактически отказаться. Тот миллион рублей в прошлом году – это все, что могли себе позволить. Надо быть реалистами. Мы не можем себе позволить масштабы помощи, которые существуют в «нефтяных» и «газовых» городах. По соглашению с городом, республикой мы готовы помогать, но это не 100 миллионов рублей. Эта сумма – из области фантастики, у нас нет таких денег. Это коксующийся уголь, а не нефть, - предупредил Вадим Ларин.

Как отметил глава компании, даже в неблагоприятном прошлом году «Воркутауголь» выплатил в бюджеты всех уровней 3,4 млрд. руб.


- Для нас сейчас главное – определить, по каким направлениям выделить имеющиеся средства. Я считаю, приоритетами должны быть дети и молодежь. Мы готовы и дальше финансировать содержание дворца культуры шахтеров и универсального спорткомплекса «Олимп». Это от 40 до 50 миллионов рублей. Это большие инвестиции, сравнимые даже с тем, что показывает ЛУКОЙЛ, - дал понять Вадим Ларин.

Тем самым он, очевидно, дал и ответ на инициативы правительства Коми, как известно, дважды обращавшегося к главе «Северстали» Алексею Мордашову с просьбой помочь каким-либо образом – например, денежным кредитом, - в финансировании переселения шахтерских вдов.

Его выступление совершенно не понравилось Игорю Шпектору.

- Не нужно приписывать себе в заслугу выплаты подоходного налога! Вы не вкладываете в развитие шахт, не собираетесь строить новые! И вы так и не сказали, есть ли у вашей компании вообще программа развития «Воркутаугля» и города! А финансирование дворца культуры и «Олимпа» - это мелочь, оно всегда было, – заявил член Общественной палаты РФ и экс-мэр Воркуты.

Игорь Шпектор упомянул и о своей готовности инициировать независимую экспертную проверку ситуации в «Воркутаугле», но не слишком муссировал эту тему. Видимо, посчитав, что просто затронуть эту тему перед Вадимом Лариным будет пока достаточно.

Первый зам главы РК Алексей Чернов в самом начале своего выступления сообщил – в первую очередь гендиректору «Воркутаугля» - о том, что в среду в Сыктывкар прилетал президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, который на переговорах с руководством республики не пожалел двух часов, чтобы представить дальнейший план действий нефтяной компании в Коми. О цифрах, объемах, сроках и проч. Алексей Чернов говорить не стал.

- Я считаю, основная проблема – даже не в состоянии Воркуты и «Воркутаугля», а в том, что у нас нет информации и понимания, что будет дальше, как намерено развиваться предприятие. Наверное, с таким городом, как Воркута, такого не должно быть. Мы с вами виделись в последний раз полгода назад, минут двадцать, - Алексей Чернов обращался к Вадиму Ларину, - вы мне быстро накидали какие-то планы на ближайшие несколько месяцев, и все. Может, пора перейти к конкретике?


Первый зам оговорился, впрочем, что его слова - не высказывание претензий в адрес «Воркутаугля» или «Северстали», а вызванное необходимостью пожелание.

Мэру Воркуты Алексей Чернов рекомендовал – или, скорее, поручил – «за чашкой чая» тоже регулярно встречаться с Вадимом Лариным, требовать от него столь же конкретных планов действий и сообщать о проблемах правительству республики.

Заодно Алексей Чернов попенял интинскому градоначальнику Владимиру Вейгандту, припомнив ему высказывания о малом бизнесе. По мнению первого зама, главы всех муниципалитетов должны способствовать созданию хотя бы десятка малых предприятий, и уже только от этого снизится количество безработных на подведомственных им территориях.

- У меня складывается впечатление, что вы не были на заседании правительства. Глава сказал на нем, что сейчас у всех есть перспективы, только у кого-то светлые, а у кого-то – не очень. Так вот вы пока удаляетесь из светлого сектора. А чтобы просить деньги на федеральные программы, вы не нужны. Для этого есть мы, каждый должен заниматься своим делом, - довольно жестко ответил Владимиру Вейгандту Алексей Чернов.

Высказанную позицию в отношении «Воркутаугля» поддержал и министр промышленности и энергетики Константин Мальцев, заявивший о том, что предприятие «системно не раскрывает свои планы», и о несогласии с позицией Вадима Ларина. По мнению министра, действия руководства «Воркутаугля» могут способствовать только кратковременной санации. Константин Мальцев выразил мнение о том, что проблема воркутинского предприятия – изначальная ориентированность на поставку продукции материнской компании и отсутствии альтернативных крупных рынков сбыта.

У собравшихся на заседание никаких возражений не нашли и высказанные также идеи о необходимости новых технологий (например, в углехимии и глубокой переработке) и разработке генеральных планов развития монотерриторий, где будет четко прописано, за счет чего и каких производств эти территории будут жить.
Добавить комментарий
Вопрос от RK Inta
Вы живете в Инте?